ОБЩЕЕ

Уильям Тернер

Уильям Тёрнер (родился 23 апреля 1775 — умер 19 декабря 1851 гг.) — гениальный британский художник XIX века, признанный мастер пейзажного и батального жанров, маринист, выдающийся представитель романтизма в мировой живописи. Картинам Тёрнера свойственны особая манера изображения стихий и солнечного света, господство яркой палитры цветов. В последние годы в творчестве Уильяма Тёрнера отчетливо просматривается интерес к абстракционизму задолго до возникновения этого направления в европейской живописи.
Уильям Тёрнер рано добился признания, но современники нещадно критиковали многие его произведения за смелое новаторство. Большинство работ мастера по его завещанию переданы британскому народу и в наше время украшают коллекцию Лондонской Галереи Тайт.
Уильям Тёрнер родился в Лондоне 23 апреля 1775 года в семье владельца мастерской по изготовлению париков. Уильям рано начал проявлять интерес к живописи и научился самостоятельно писать акварели. Несколько его работ случайно попались на глаза авторитетным лондонским художникам и по их рекомендации 14-летнего Тёрнера приняли в Королевскую академию искусств.
Уже через год после начала обучения к юноше пришел первый успех. Одну из его акварелей выбрали для ежегодной экспозиции работ учеников Академии Художеств. Молодой живописец увлеченно овладевал знаниями и пытался копировать работы мастеров, чтобы оттачивать собственные навыки. Особо впечатлили Уильяма картины и гравюры Клода Лоррена (Claude Lorrain). Впервые увидев «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог сдержать слёз. Много лет спустя он создал схожий по тематике собственный шедевр «Дидону». Оба произведения сейчас рядом находятся в экспозиции Лондонской Национальной Галереи. Под влиянием Лоррена Тёрнер также начал работать с гравюрой в технике меццо-тинто.
В 1799 году 25-летнего Уильяма избрали членом-корреспондентом Королевской академии. Он стал самым молодым художником в истории заведения, удостоенным этого высокого звания. А в 1807 году Тернера приняли на работу в академию на должность профессора перспективы. С первых лет профессиональной деятельности у художника проявляется интерес к пейзажному жанру. Тернер был глубоко уверен, что пейзаж способен выражать глубокие чувства и вызывать сильные эмоции у зрителя не хуже исторических картин. Во время наполеоновских войн живописец также проявил себя искусным мастером батального жанра. «Трафальгарская битва» и «Поле Ватерлоо» были тепло приняты публикой и критиками.
После первой поездки в Италию в 1819 г. стиль художника постепенно меняется. Он не боится экспериментировать со светом, его работы становятся более яркими и выразительными. Именно полотна этого периода творчества спустя несколько десятилетий оказали огромное влияние на французских импрессионистов, особенно на Клода Моне (Claude Monet) и Камиля Писсарро (Camille Pissarro).
В 30-40-х годах XIX века обласканный славой пейзажист постепенно отходит от академической живописи. Его холсты позднего периода творчества с элементами абстракции значительно опережают время. На мастера обрушивается шквал критики, а королева Виктория даже отказалась присвоить заслуженному мэтру рыцарский чин. Современники навешивают на него ярлык психически нездорового и утрачивают интерес к его творчеству.
В декабре 1851 года Уильям Тёрнер умирает в возрасте 76 лет. А спустя 133 года его именем благодарные потомки назвали одну из самых престижных премий в области современного изобразительного искусства. Самые известные картины Уильяма Тёрнера В перечне известных картин Уильяма Тёрнера есть и акварели, и произведения, написанные маслом. Художник мастерски владел обеими техниками и оставил потомкам множество прекрасных работ: «Рыбаки в море» (1796) — первая работа маслом в жанре пейзажа, принесшая молодому художнику широкую известность. Картину восторженно сравнивали с полотнами великого голландца Рембрандта. «Автопортрет» (1799) — один из немногих образцов портретного жанра. Решением авторитетной комиссии это изображение будет украшать новую двадцатифунтовую британскую банкноту. «Трафальгарское сражение» (1808) — эпический батальный шедевр мастера, на котором изображена славная победа Британского флота. «Дидона, основательница Карфагена» (1815) — лучшая картина в творческом наследии по признанию самого мастера. «Дождь, пар и скорость» (1844) — одна из последних работ с элементами абстракционизма.
Уильям Тёрнер занимает достойное место среди мировых гениев живописи, а в Британии многие по праву считают его самым английским лучшим художником всех времен.