ОБЩЕЕ

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, архитектор, художник. Автор скульптур «Бахус», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих потолок Сикстинской капеллы.


Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым мастером эпохи Возрождения. Он настоящий универсал – великий скульптор, гениальный живописец, поэт, архитектор, мыслитель. В его творениях присутствует хвала физической и духовной красоте человека, его поистине безграничных возможностей. Он первый из всех скульпторов был знаком со строением организма человека и высек его из мрамора, показав всем, насколько прекрасно человеческое тело. Очень много планов и идей мастера так и не были реализованы, очень много из его наследия до наших дней не сохранилось, хотя и то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.

ДЕТСТВО
Родился Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475 года в итальянском городке Карпезе. Он стал вторым ребенком мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя благородного рода. Предки Микеланджело по отцовской линии были очень успешными банкирами, но отец не имел больших доходов. Должность мэра приносила мало денег, но физической работой он не хотел заниматься, считал, что это унизительно для его статуса. Спустя месяц после рождения второго сына отец ушел в отставку, так как вышел срок его полномочий. Семейство приняло решение о переезде в родовое имение во Флоренции.


Портрет Микеланджело в молодости
Маму мальчика звали Франческа, она отличалась слабым здоровьем, да к тому же во время беременности умудрилась упасть с лошади. Кормить новорожденного женщина не могла, поэтому малыша отправили к кормилице, жене каменотеса, где и прошли несколько лет его жизни. Первыми игрушками Мике стали камушки и долото, мальчик научился окультуривать глыбы. Повзрослев, он заявил, что любовь к камню впитал с молоком приемной мамаши.

Мике было всего шесть, когда умерла его родная мама. От такого удара судьбы ребенок получил большой стресс, его характер полностью поменялся. Вместо доброжелательного и веселого мальчугана появился раздражительный, замкнутый и нелюдимый человечек. Отец волновался за состояние мальчика, поэтому отдал его в школу под названием «Francesco Galeota». Особого рвения к изучению школьных предметов у мальчика нет, зато появляются друзья, благодаря которым он полюбил живопись.

В ВОЗРАСТЕ ТРИНАДЦАТИ ЛЕТ МИКЕЛАНДЖЕЛО СКАЗАЛ, ЧТО НЕ ЖЕЛАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ СЕМЕЙНЫМ ДЕЛОМ, БАНКИРА ИЗ НЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ОН ИЗЪЯВИЛ ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА.

В 1488-м он поступает на обучение к братьям Гирландайо, благодаря которым он научился создавать фрески и познал азы живописи.

Микеланджело учился в мастерской братьев на протяжении года, а потом решил посетить сады Медичи, где продолжил изучать скульптуру. Там он и попался на глаза итальянскому правителю Лоренцо Великолепному, который заинтересовался неординарным талантом юноши. Во время работы в садах Сан Марко Мике встречается с настоятелем церкви Нико Бичелини, который великодушно разрешает молодому человеку изучать человеческие трупы. В знак благодарности скульптор дарит священнику распятие с высеченным на нем лицом Христа. Изучение скелетов и мышц мертвых людей помогло Микеланджело хорошо рассмотреть строение тела человека, но здоровье самого скульптора было подорвано.

Творческая биография скульптора началась в 16 лет. Именно тогда он стал создателем двух рельефных скульптур – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Эти первые работы доказали всем, что у Микеланджело необычный дар, и что в будущем его ждет колоссальный успех.

ТВОРЧЕСТВО
После того, как Лоренцо Великолепный приказал долго жить, его место на престоле занял сын – Пьеро Медичи. Его политическая недальновидность привела к тому, что республиканский строй во Флоренции был разрушен. Италия терпит нападение французской армии, возглавляемой Карлом VIII. В стране начинается революция. Под натиском междоусобных фракционных войн Флоренция капитулирует. Обстановка в стране становится все более накаленной, и Микеланджело понимает, что не может работать в таких условиях. Он уезжает в Рим, затем в Венецию, где продолжает заниматься любимым делом – изучать скульптуры и древние статуи.


Скульптура «Вакх»
В 1498-м Микеланджело представляет свои новые творения – статую «Вакх» и художественную композицию под названием «Пьета», которые прославляют его имя на весь мир. Вторая композиция заняла свое место в церкви Святого Питера, и буквально через несколько дней скульптор услышал, как одна из прихожанок говорила второй, что это великолепие создал Christoforo Solari. Гнев скульптора был настолько велик, что той же ночью он проник в церковь и сделал гравировку на ленте, украшающей грудь Марии. Он написал, что авторство принадлежит Микеланджело Буонарроти из Флоренции.

Буквально на следующий день ему уже было стыдно за свою гордыню, и с тех пор он больше никогда не подписывал свои работы.

С каждой новой работой скульптор усложнял себе задачу. Ему исполнилось 26, когда он решился на воплощение в жизнь достаточно трудной задачи. Микеланджело решил высечь статую из куска испорченного мрамора высотой пять метров. Камень был просто брошен одним из его современников, который отчаялся что-нибудь из него сделать. Никто из мастеров тех лет не претендовал на эту глыбу, поэтому для Мика путь был открыт. Он работал над своим новым шедевром на протяжении трех лет, и спустя это время перед ошеломленной публикой предстала статуя Давида, во всей ее величественности. Скульптуру характеризует сочетание гармонии формы, энергии и внутренней силы. Он буквально вдохнул жизнь в этот брошенный мраморный кусок.
После окончания работы над этим шедевром, создали комиссию, которая должна была решить, где место Давиду. Тогда и встретились впервые два таланта – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла не в дружеской обстановке, Леонардо на тот момент исполнилось 50, и он понимал, что перед ним потенциальный соперник. По инициативе молодого Пьеро Содерини между двумя художниками решили устроить своего рода художественное соревнование, и в качестве задания им нужно было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо.
Основой сюжета для своей фрески Леонардо выбрал «Битву при Ангиари», а молодой скульптор опирался на «Битву при Кашине». Через некоторое время оба наброска были готовы и представлены на суд критиков. Но никто не решался отдать кому-нибудь предпочтение, потому что обе работы оказались настолько умелыми, что их признали равноценными.
СМЕРТЬ
Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Буквально за несколько дней до завершения своего земного пути, он избавился от рисунков, набросков и незавершенных поэм. После этого пошел в небольшую церквушку Санта-Мария дель Анджели, с целью усовершенствовать изваяние Мадонны. В последнее время его преследовала мысль, что все его творения недостойны, и сам он недостоин попасть в Рай, потому что не оставил после себя ни одного потомка, только каменные изваяния. Он решил, что просто обязан довести до совершенства Мадонну, чтобы закончить с земными делами.
От сильного напряжения мастер упал в обморок, и очнулся только утром на следующий день. Художник кое-как добрался домой, упал на кровать, и как только продиктовал завещание, сразу умер.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В биографии известного скульптора эпохи Возрождения есть факты, которые знают немногие.

Микеланджело занимался изучением трупов, потому что хотел создавать свои мраморные скульптуры с мельчайшими подробностями. Чтобы этого добиться, он много времени уделял изучению анатомии и на протяжении многих ночей находился в морге монастыря.
Величайший из художников не любил традиционную живопись. Пейзажи и натюрморты вызывали в нем отвращение, он считал, что нечего тратить на них свое время, и проводить жизнь за созданием пустых картинок для дам.
Своему сломанному носу Микеланджело обязан собственному учителю. Этот факт отразил в своих дневниках Джорджо Вазари в подробностях описав происшествие.
Последние 15 лет своей жизни художник преодолевал сильные суставные боли. Краски, которыми работал мастер, были ядовитыми, а он годами дышал их испарениями.
Микеланджело прославился и как замечательный поэт, создатель сотен сонетов, которые при жизни так и не были опубликованы.
Слава и богатство пришли к великому итальянцу при жизни. Он узнал, что такое мировая известность, и успел насладиться ею, тогда как многие его коллеги не испытали такого счастья.

Культура школьника