ОБЩЕЕ

Борис Михайлович Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев (Boris Mikhaylovich Kustodiev; родился 7 марта 1878 г. — умер 26 мая 1927 г.) был безгранично талантливым живописцем ХХ века, посвятившим свою жизнь изображению ярких и жизнерадостных картин в бытовом и пейзажном жанрах. Критики называли Бориса Кустодиева автором «малограмотных лубков», но он еще при жизни добился признания как отличный портретист и декоратор, стал академиком живописи при Императорской художественной академии и даже попробовал себя в скульптуре.

Биография
Бориса Кустодиева Борис Кустодиев — выходец из многодетной интеллигентной семьи, проживавшей в Астрахани. Он появился на свет 7 марта 1878 года. Отца своего Борис Михайлович не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился один год. Заботу о содержании семейства взяла на себя мать, которая рассмотрела в сыне склонность к рисованию и нашла средства на частные уроки у астраханского живописца Павла Власова. Как признавался в письме к сестре художник, толком рисовать он так и не научился. Но от большой мечты не отказался.
Окончив семинарию, Борис Кустодиев поехал покорять Москву, но не прошел отбор по возрасту в художественную школу. Поэтому он отправился в столицу и успешно сдал экзамены в петербургскую академию художеств. Здесь ему преподавал кумир детских лет — Илья Репин. Естественно, Борис стал лучшим студентом Репина, который подключил ученика к созданию 27 портретов для монументального «Торжественного заседания Государственного совета».
А летом 1900 года случились этюды в Костромской губернии, где Борис Кустодиев встретил будущую супругу. Они обвенчались спустя 3 года и, после выпуска из академии, отправились в путешествие по Европе, посетив Францию и Испанию. Средства Кустодиев заработал: за «Базар в деревне», написанный в 1902 году, ему дали золотую медаль и право на «пенсионерский» вояж. К сожалению, картина до настоящего времени не сохранилась.
Вернувшись на родину, художник купил землю, построил на ней дом и приступил к поискам собственного места в живописи. Главной целью стали разработки уникального стиля. Он пишет яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создает зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Художник работает в реализме и модерне, использует масло, гуашь и темперу, воспроизводит русскую парсуну и лубок. И, в конце концов, выработал своеобразную манеру рисования — это была ироническая стилизация купеческого и народного быта с пышнотелыми и румяными русскими красавицами, статными мужчинами и жизнерадостными ярмарочными гуляниями.
Кустодиев много работал в театре — создавал декорации и эскизы к костюмам для МХАТа, Большого и Академического театров. А после Октябрьской революции удачно вписался в новые реалии и оформлял Петроград к празднованию первой годовщины, рисуя лубки, картины и плакаты. Последние 15 лет жизни Борис Михайлович провел в инвалидном кресле, но если в начале он не мог только ходить, то в 1916 году речь пошла о подвижности рук. Так здоровье художника реагировало на опухоль спинного мозга, что, впрочем, не повлияло на внутреннее наполнение кустодиевских картин — в период болезни мастер создал свои самые интересные и темпераментные работы. И кто бы мог подумать, что Борис Кустодиев написал их лежа, страдая от болей и восстанавливая организм после сложнейших операций?
Художник скончался 26 мая 1927 года в советском Ленинграде, не дожив всего 10 дней до получения заграничного паспорта, по которому должен был выехать на лечение в Германию.


Самые известные картины
 Бориса Кустодиева Картины Борис Кустодиев рисовал вдохновенно, вкладывая в них весь свой неиссякаемый оптимизм и любовь к жизни. Светлые и жизнеутверждающие, они наполнены теплом, здоровым юмором и надеждой. Среди них:

«Красавица» (1915) — в произведении гармонично сочетается национальный романтизм, неоклассицизм и лубок. Главная героиня — пышнотелая купчиха (натурщица — актриса Фаина Шевченко), которая только пробудилась ото сна и предвкушает приятные события грядущего дня.

«Ярмарка» (1906) — одна из ранних работ в лубочном стиле. Экспонат из Третьяковской галереи. 

«Ярмарка» (1906) — одна из ранних работ в лубочном стиле. Экспонат из Третьяковской галереи. «Портрет Шаляпина» (1922) — автор писал картину в сложных условиях, прикованный к кровати, и увидеть ее в готовом варианте при правильном отдалении так и не смог. Шаляпин, высоко оценивший работу, сразу выкупил ее и вывез во Францию. Кустодиев сделал уменьшенную копию, которая хранится в Русском музее. Оригинал портрета дочери Шаляпина передали в Ленинградский театральный музей, в настоящее время экспонируется в доме-музее легендарного оперного певца.

«Масленица» (1916) — любимый сюжет Кустодиева, написавшего несколько работ на эту тему. Предложенная картина находится в Государственном Русском музее, уменьшенная копия экспонируется в Третьяковке.


«Русская Венера» (1926) — на обратной стороне холста находится еще одна картина «На террасе», с изображением семьи художника во время чаепития. Для демонстрации используют особый стеклянный стенд, позволяющий рассмотреть оба произведения.


«Купчиха за чаем» (1918) — художнику позировала Галина Адеркас, баронесса, наследница астраханского дворянского рода.



Культура школьника