ОБЩЕЕ

Илларион Михайлович Прянишников

Илларион Михайлович Прянишников (Illarion Mikhailovich Pryanishnikov; родился 20 марта 1840 г. — умер 12 марта 1894 г.) — это выдающийся художник, яркий представитель бытового жанра в русской живописи второй половины XIX века. В творчестве Иллариона Прянишникова отражены основные черты реализма в изобразительном искусстве. На его картинах запечатлены сцены из жизни разных слоев общества.
Илларион Прянишников принадлежал к поколению передвижников, а его творческий путь тесно связан с Товариществом: живописец входил в состав его учредителей.
Биография Иллариона Прянишникова Илларион Прянишников — выходец из небогатой купеческой семьи, появился на свет 20 марта 1840 г. в Калужской губернии. Обожавший сына отец хотел видеть его продолжателем семейного торгового дела. Мальчик же с юных лет увлекался рисованием и в 1852 г. уехал в Москву, чтобы учиться живописи. Однако после года занятий из-за недостатка средств Илларион был вынужден прервать образование и пойти работать в купеческую лавку. Только в 1856 г. он смог продолжить учебу. В училище юноша подружился с Василием Перовым, с которым провел вместе лето 1862 года в Троице-Сергиевой лавре.
Уже в самых первых работах Иллариона Прянишникова отчетливо проявилась его творческая манера. Художник был очень наблюдательным, точно передавал социально-психологические характеры.
В финальный год обучения Прянишников написал произведение «Шутники. Гостиный двор в Москве», которое сделало его известным. Холст даже хотели выставить в Вене на Международной выставке. Однако в итоге представители Российской империи не стали его экспонировать, поскольку картина намекала на разобщенность в стране социальных групп.
Работы художника 1870-х годов уже более цельные в плане композиции, отличаются насыщенной палитрой. Пейзаж вместо условного фона становится опоэтизированной средой.
В период 1870-1890-х гг. мастер многократно воссоздавал сцены из жизни рыболовов и охотников. Данная тема возникла в творчестве живописца не без влияния Василия Григорьевича Перова. В своих лучших «охотничьих» работах Илларион Прянишников поэтично, с мягким юмором изображал человека на фоне пейзажа.
Одновременно живописец создавал масштабные картины, на которых предстает многоликая народная масса.
В многогранном творчестве художника появлялись также камерные сюжеты и образы.

Илларион Прянишников не только написал за свою жизнь множество замечательных картин, но и преподавал в МУЖВЗ, многие впоследствии знаменитые живописцы были его учениками. В конце 1893 г. он стал действительным членом Академии художеств. К этому времени мастер уже несколько лет был болен туберкулезом, и 12 марта 1894 года его не стало. Последнее произведение «Крестный ход» так и осталось незавершенным.
Самые известные картины Иллариона Прянишникова Картины Иллариона Прянишникова отличаются не только сюжетным разнообразием, но и игрой цвета. Художник экспериментировал с разными оттенками серого и коричневого. Среди выдающихся работ можно выделить следующие: «Порожняки» (1871) — произведение поэтически изображает унылые бескрайние русские просторы. Образ молодого человека, который везет связку книг и зябнет в санях, заставляет задуматься о жажде знаний у простого народа. «В 1812 году» (1874) — художник представил героями войны вовсе не полководцев, а обычных крестьян. При этом суровость темы не помешала мастеру создать красивый зимний пейзажный фон. «На тяге» (1881) — Илларион Прянишников мастерски передает нетерпение охотника, застывшего в ожидании посреди леса. «Жестокие романсы» (1881) — перед зрителем предстает комичная сценка: молодой человек старается покорить девушку песнями. Она же не разделяет его пылкого настроя, терпит пытку романсами. «В ожидании шафера» (1891) — как многие известные художники, Прянишников создал свою вариацию на тему свадьбы. Брак по любви был роскошью в те времена, и живописец пополнил галерею образов не слишком счастливых невест.
Произведения Иллариона Прянишникова — меткие и наблюдательные сцены из жизни. Его картины хранятся в музеях и частных коллекциях, а творческий опыт нашел отклик у живописцев.
Культура школьника