Джоаккино Антонио Россини, появился на свет 29 февраля 1792 года в итальянском городе Пезаро, был единственным ребенком трубача Джузеппе и швеи Анны (в девичестве Гвидарини). К 12 годам Россини написал 6 сонат для четырехструнных инструментов, которые при поддержке меценатов представил публике в 1804-м. В 1806-м он поступил в Liceo Musicale в Болонье, где обучали вокалу, игре на виолончели и фортепиано, позже – композиции.
В студенческие времена Джоаккино выступал в театре, поскольку от природы обладал чистым баритональным тенором. В 1810 году Россини написал партитуру для драмы «Деметрий и Полибий», которая стала первой оперой Россини. Премьера состоялась в 1812 году в Риме. Затем Россини сочинил еще 3 пьесы: в 1812 году «Счастливый обман» и «Шелковая лестница», в 1813-м — «Синьор Брускино, или Случайный сын».
Родители, будучи людьми творческими, чувствовали, что будущее музыки — в опере. Центром этого жанра в Италии была Венеция, куда 18-летний Джоаккино переехал в 1810 году под опекой знакомого семьи, композитора Джованни Моранди.
Россини писал не только для Венеции. В Болонье он успешно презентовал свое видение «Времен года» Гайдна, но потерпел неудачу со «Странным случаем». Ставились пьесы начинающего композитора в театрах Феррари и Рима. В Милане опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» (1812) за год игралась 53 раза, что принесло Россини не только финансовую выгоду, но и освобождение от военной службы и звание di cartello — композитора, чье имя на афишах гарантировало полный аншлаг.
Опера «Танкред» (1813), написанная по одноименной драме Вольтера, была известна за пределами Италии — представления в Лондоне и Нью-Йорке имели колоссальный успех. Через несколько недель после показа «Танкреда» в Венеции Россини в спешке написал комедию «Итальянка в Алжире» (1813), которая только расширила круг его почитателей.
Оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд», написанные в 1814 году, не радовали венецианскую и миланскую публику. А вот 1815-й ознаменовал важный этап в творчестве Россини. В мае он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, в том числе Teatro di San Carlo, лучшую оперную площадку города.
Некогда Неаполь считался оперной столицей Европы: здесь создавали шедевры Д.Чимароза и Дж.Паизиелло. Россини с новаторским видением излюбленного итальянского жанра полюбился не сразу, а потому сочинил оперу «Елизавета, королева Англии» (1815). Произведение состояло из уже известных слушателям отрывков других его опер, то есть лучшей музыки, на тот момент написанной «итальянским Моцартом». Успех был колоссальным.
В Неаполе Россини впервые писал спокойно, без спешки и стремления уложиться в сроки. У него в подчинении находились первоклассные певцы и оркестранты, а в распоряжении — площадка для репетиций. В благоприятной обстановке между 1815 и 1822 годами композитор сочинил еще 18 опер: 9 для театров Неаполя, еще 9 для других городов.
Так, в 1816 году для премьеры в Риме Россини написал произведение, которому надлежало стать визитной карточкой, — «Севильский цирюльник». Опера с таким названием уже была у Паизиелло, поэтому Джоаккино дал своей имя «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Дебютное представление провалилось, как оказалось, именно из-за названия. Когда публика поняла, что перед ними новое прочтение «Севильского цирюльника», то обеспечила Россини полные залы. Сейчас его версия комедии Пьера Бомарше является популярнее оригинала Паизиелло.
В то же продуктивное время написаны оперы «Отелло, или Венецианский мавр» (1816), «Золушка, или Торжество добродетели» (1817), «Сорока-воровка» (1817), «Моисей в Египте» (1818), «Дева озера» (1819), «Зельмира» (1822).
Позже композитор решается переехать в Вену. Австрия встретила «итальянского Моцарта», как выражаются биографы, «лихорадкой Россини». Министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних считал музыку Джоаккино свободной от политики, поэтому предоставил в пользование композитора все национальные театры. Там же Россини встречается с Бетховеном.
После австрийских каникул Россини поставил «Семирамиду» (1823) в Венеции, что стало его финальной работой для итальянского театра — в ноябре того же года композитор уехал в Лондон. За сезон в Королевском театре на улице Хеймаркет композитор заработал более £30 тыс., а затем отправился в Париж. Здесь он написал оперы «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая Лилия”» (1825) и «Граф Ори» (1828).
Очередной громкой работой в творчестве Россини стал «Вильгельм Телль» (1829) по пьесе Фридриха Шиллера. Увертюра к постановке считается самой популярной оркестровой партией в мире. Ее даже использовала в мультфильме «Микки Маус» кинокомпания Walt Disney.
«Вильгельм Телль» был горячо воспринят публикой. В газете Le Globe писали, что «первый и последний акты оперы были написаны Россини, но средний акт — Богом». Никто, включая самого композитора, не знал, что эта работа станет последней.
Для Франции Россини нужно было написать еще 5 крупных произведений. Он планировал положить на музыку «Фауста» Гёте. Однако единственными значительными работами, которые были выполнены до отъезда из Парижа в 1836 году, были молитва «Stabat Mater» (1831) и сборник салонных песен «Музыкальные вечера» (1831), куда входила знаменитая «Неаполитанская тарантелла».
С 1857 по 1868 годы в 13 томах вышел сборник «Грехи старости», который состоял из произведений для соло и хора, фортепиано и камерных ансамблей.
Самой значительной работой последнего десятилетия Россини стала «Маленькая торжественная месса» (1863). Скромное по инструментарию — два фортепиано и фисгармония, произведение не подходило для выступлений в концертом зале, а использование женских голосов закрывало двери на церковные служения. «Маленькая торжественная месса» получила распространение только после смерти Россини.