ОБЩЕЕ

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (Francisco Jose de Goya y Lucientes; родился 30 марта 1746 — умер 16 апреля 1828 гг.) — один из самых известных, самобытных испанских художников. Оставил после себя множество оригинальных произведений, повлиявших на историю искусства. Франсиско Гойя прославился благодаря экспрессивной манере. Работы привлекают гротескностью, стремлением к преувеличению. В своем творчестве, Франсиско Гойя руководствовался, как и художники эпохи Ренессанса, высокими гуманистическими идеалами.
Франсиско Гойя (полное имя звучит как Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) родился 30 марта 1746 года. Отец содержал небольшую мастерскую. Мать будущего художника имела дворянское происхождение. Франциско Гойя начал учиться живописи с 13 лет. В это время семья перебралась в Сарагосу. Первым педагогом будущего знаменитого художника стал Хосе Лусан. В его мастерской Гойя проведет семь лет.
Поступать в мадридскую Академию Сан-Фернандо порекомендовал Лусан. В конце 1763 года Гойя принимает решение участвовать в конкурсе, ему было предложено слепить из гипса копию Силена. Результаты голосования не порадовали: работу не одобрил ни один член жюри.
В 1766 году Гойя вновь приезжает в Мадрид, пытается поступить в Академию Сан-Фернандо. И снова приходится пережить оглушительный провал. Причина в том, что сюжеты, предложенные для конкурсных работ, не вдохновили молодого художника. Академический рисунок никогда не был сильной стороной Гойи. Не поступив в мадридскую Академию, 23-летний Франсиско отправился покорять Италию. Первым делом, попав в Рим, художник исполнил свою мечту — поднялся на купол Собора Святого Петра. Сделал он это не для того, чтобы написать шедевральный пейзаж. В центре купола фрондер и шалопай Гойя нацарапал свои инициалы.
В Италии живописец получил первое официальное признание — ему вручают премию Пармской академии. Возвращение в Сарагосу произошло в 1771 году. Здесь его ждет множество заказов, Гойя с энтузиазмом берется за работу. От его ярких красок невозможно оторвать взгляд. В 1773 году Франсиско Байеу представляет художнику свою сестру Хосефу. Гойя влюбляется, начинается страстный роман, закончившийся свадьбой.
В 1775 году переезжает в Мадрид, работает под руководством своего родственника со стороны жены, Франсиско Байеу, который был придворным живописцем. Карьера Гойи быстро пошла вверх. В 1786 году ему официально даровали титул королевского художника. В 46 лет живописец неожиданно заболевает. Ему удалось поправиться, но вот восстановить слух так и не получилось. Научился читать по губам, при необходимости — просил писать записки. Это не могло не отразиться на его творчестве — уходит свойственная ему жизнерадостность, она сменяется мизантропией. Создает знаменитую серию офортов, получивших известность под названием «Капричос».
Случилась у Гойи и поздняя любовь. В 1823 году он знакомится с замужней дамой по имени Леокадия де Вейс. Вскоре она разводится с мужем и рожает от художника дочь, которую назвали Росаритой.
В Испании меняется правительство, Гойя опасается попасть в опалу, поэтому вместе с новой семьей переезжает во Францию, обосновывается в Бордо.
Прожил художник долгую и яркую жизнь, скончался 16 апреля 1828 года во Франции. Самые известные картины Гойи Творческое наследие Франсиско Гойи насчитывает сотни картин. Великий мастер оставил множество шедевров. Вот лишь небольшой список избранных работ: «Махи на балконе» (1808 — 1812); «Похороны сардинки» (1812 — 1819); «3 мая 1808 года в Мадриде» (1814); «Маха одетая» (1802 — 1805); «Юдифь и Олоферн» (1819 — 1823). «Маха обнаженная». Картина создана предположительно в 1798 году. В Испании в это время инквизиция запрещала писать обнаженных людей. Работа выполнена на заказ для коллекционера Мануэля Годоя. Интересно, что примерно в этот же период было написано еще одно полотно — «Маха одетая», созданное для того, чтобы спрятать от посторонних глаз «Маху обнаженную». На картинах изображена одна и та же натурщица — Пепита Тудо.
Портрет герцогини Альбы. Эту работу Гойя создал в 1797 году. В момент написания картины герцогине исполнилось 35 лет — она находилась в самом расцвете красоты и чувственности. Художник много лет был влюблен в эту необыкновенную женщину, сумел передать свои эмоции на холсте. В это время герцогине по этикету полагалось носить траур по мужу. Обратите внимание на наряд. В нем гораздо больше романтизма, чем грусти. Герцогиня на портрете указывает на надпись, сделанную на песке, которая переводится «Только Гойя».



Культура школьника