ОБЩЕЕ

Гавриил Александрович Шульц

Гавриил Александрович Шульц (26 февраля 1903, село Красное Костромской губернии — 2 января 1984, Москва) — советский скульптор, мастер станковой и декоративно-монументальной скульптуры, искусствовед, Заслуженный художник РСФСР. Награда:
Биография
Отец — губернский пробирер Александр Иванович Шульц (1870—1935), пантеист и большой знаток фауны, что, несомненно, сказалось на мировоззрении художника — начинал он как анималист (брат скульптора, Олег, был ихтиологом); мать Ядвига Фридриховна Грюнберг — шведка. Детство скульптора прошло в Белоруссии и на Украине, до 1941 года он жил и работал в Ленинграде, а после Великой Отечественной войны, до конца своих дней — в Москве. Единокровный брат Г. А. Шульца — французский художник Л. А. Шульц.
·       1917 — окончил гимназию.
·       1917-1923  —  работал  культоргом  Уземотдела,  рабочим  Сахарного  завода  (Бердичев). 
·       1923—1924 — учился в Одессе в ИЗО-институте.
·       1924—1927 — ВХУТЕМАС— ВХУТЕИН  (у Л. В. Шервуда,  В. В. Лишева и  А. Т. Матвеева) 
·       1928 — служил в армии.
·       1929—1931 — преподавал в художественном техникуме (Витебск).
·       1931—1932 —  преподавал  на скульптурном  факультете Института  пролетарских  изобразительных  искусств,  1932—1933 — на архитектурном факультете.
·       1934 — преподавал на курсах повышения квалификации в Институте живописи,  скульптуры  и  архитектуры, 1935 — там же, в подготовительных классах
·       1932—1936 —  учился в аспирантуре  Института живописи,  скульптуры и архитектуры (руководитель — А. Т. Матвеев),  которую закончил со  званием доцента. 
·       1936—1941 — преподавал  на скульптурном факультете  Института живописи,  скульптуры и архитектуры.
·       1939 — кандидат искусствоведения.
·       1941 — 6 июля вступил в Ленинградское народное ополчение.
·       1942 — 8 августа контужен.
·       1943 — эвакуирован с детьми художников в Сибирь.
·       1941—1948 —  преподавал в Московском  государственном художественном институте (1947, 1948 — Академии художеств).
·       1950—1984 — преподавал на скульптурном факультете Московского высшего художественно- промышленного училища (бывшего Строгановского), с 1952 — доцент, с 1958 — профессор, заведующий Кафедрой архитектурно-декоративной пластики.
Творчество

Г. А. Шульц. Зима. Этюд. Гипс. 1966

Г. А. Шульц. Памятник А. С. Пушкину. Ростов на Дону. 1959
Считая А. Т. Матвеева основным своим учителем, Г. А. Шульц (лучший его ученик — по мнению И. Э. Грабаря) через то в определённой степени своим творчеством осуществлял преемственность пластической традиции школы Паоло Трубецкого [1].
Монументальная скульптура


Памятники А. С. Пушкину


Г. А. Шульц автор двух памятников А. С. Пушкину: в Ростове на Дону (1959, архитектор М.Минкус), и в Петрозаводске (1966, архитекторы Ю. Ю. Карма, И. И. Аксентьев, В. И. Антохин). Вообще к пушкинской теме скульптор возвращался на протяжении всей свой творческой жизни. В контексте настоящей темы любопытен такой факт: ещё в 1911 году во время обсуждения обращения комиссии великого князя К. К. Романова к городским властям по поводу места для постройки Музея (Дома) поэта и возведения памятника ему, дед скульптора, гласный Санкт-Петербургской городской думы И. А. Шульц высказал мысль об установке памятника А. С. Пушкину у дома на Мойке , что, как известно, и произошло — однако через 39 лет…
Работы разных лет
Другие монументальные произведения ваятеля: конные статуи на Цимлянском гидроузле (1954), работы в бригадах скульпторов (Н. В. Томский, Р. К. Таурит М. Ф. Бабурини мн.др.), создавших статуи московских высоток, московского университета, Дворца Советов, на станциях метро («Курская»), скульптуры для варшавского Дворца культуры и науки («Просвещение») и др. Он автор скульптурной группы у Туркменского павильона ВДНХ (1939—1949; для этюдов фигуры чабана, при создании варианта 1937 года, позировал студент химического факультета ЛГУ Михаил Шульц).
Г. А. Шульц автор памятника агрохимику, биохимику и физиологу растений академику Д. Н. Прянишникову (1978, соавтор — О. В. Квинихидзе, архитекторы Г. Г. Лебедев, В. А. Петров; монумент установлен перед зданием почвенно-агрохимического факультета Московской сельско-хозяйственной академии им. К.А. Тимирязева).
Для Музея космонавтики Г. А. Шульцем создана фигура космонавта (Ю. А. Гагарин) на фоне космической сферы (по Яну Гевелию) — Москва. (1980; соавторы: Ж. Т. Канканян, О. П. и Н. Г. Ломако, Н. И. Рудько).
Г. А. Шульц автор надгробия выдающегося скульптора Бориса Даниловича Королёва (в соавторстве с Я. Н. Купреяновым, 1966 — по эскизу самого Бориса Даниловича; Новодевичье кладбище в Москве), он также автор надгробия скульптора М. Ф. Листопада (1966), друга Гавриила Александровича.
Портрет
Портреты. Г. А. Шульц, помимо запечатления «неизбежных», что наводнили всю страну, и которых, как известно, лепили практически все скульпторы советской эпохи, «принятых и не принятых», создал портреты: полководца А. В. Суворова (1951; в соавторстве с графиком А. М. Лаптевым), ботаника И. В. Мичурина (1948), минеролога П. В. Еремеева (1952) и химика М. М. Шульца (1966), скульптора Н. И. Нисс-Гольдман (1969),  скульптора-анималиста,  керамиста  П. М. Кожина  (1976), и  десятков других,   в том числе — безвестных  ныне моделей.
Мелкая пластика
В то время, как работал художник всю жизнь над монументальными произведениями, тяготел он к камерному жанру мелкой пластики, в котором создал множество произведений, наделённых лирической проникновенностью и содержательной простотой. Это работы в разнообразных материалах — от пластилина, глины, дерева и пластмассы до цемента, кованного метала и гранита, значительное число работ выполнено в малотиражной майолике. Этюдность произведений в жанре ню, как нельзя лучше воплотила в себе его тенденцию к импровизации, сочетаемой с упоённым любованием совершенством форм при глубоком знании натуры, в отношении керамики скульптора справедливо отметить, определённо прослеживаемую творческую линию, также продолжающую матвеевскую традицию.

Круг художника
Дружеские отношения связывали Г. А. Шульца с художниками П. А. Осолодковым и Г. Н. Трауготом, А. М. Лаптевым (автор образов и первый иллюстратор «Незнайки» Н. Н. Носова ), с юности — с анималистом Г. Е. Никольским, скульптором, тоже «матвеевцем», Б. Е. Каплянским, и выдающимися мастерами старшего поколения С. Д. Лебедевой и Н. М. Чернышёвым, и младшего — Я. Н. Купреяновым, А. П. Файдыш-Крандиевским, — со многими другими. Он входил во Всебеларусское объединение художников (Минск. 1927—1930), в котором состояли, через много лет участвовавшие с ним в «Выставке пяти», художники М.М. Аксельрод и М. Х. Горшман.
Как искусствовед, Г. А. Шульц выступал с докладами о А. С. Голубкиной, А. Т. Матвееве, С. Д. Лебедевой, П. Трубецком, П. В. Кузнецове и др. Касаясь этой стороны его деятельности следует вспомнить о его творческих контактах со знатоком древнерусской пластики Г. К. Вагнером, которого он знал ещё по Сибири, в витебскую пору — с искусствоведом Петром Евгеньевичем Даркевичем, отцом ведущего российского этнографа-мидиевиста В. П. Даркевича. В педагогической деятельности Г. А. Шульца весомо сказались его эрудиция и философский склад ума.
Ценил творчество Г. А. Шульца и такой взыскательный критик, как В. А. Фаворский.


Гавриил Шульц. Ню. Пластмасса. Конец 1940-х

Гавриил Шульц. Весна. Гипс. 1966

Если сопоставить стиль, манеру произведений его учеников, можно увидеть насколько разные мастера вышли из его школы. Это убедительно показывает такт его педагогического метода, когда талант будущего художника не обркается на прокрустово ложе догм академизма, а плучает от наставника стимул для самобытного воплощения. Он говорил: «Я не умею учить». Но профессионализм и свобода самовыражения скульпторов школы Г. А. Шульца показывает, скорее, обратное.
Выставки
Общее число экспозиций, в которых участвовал скульптор не поддаётся учёту. Это — регулярные весенние и осенние выставки Союза художников, сначала — ленинградского его отделения, а впоследствии — московского; уже отмеченные выше выставки скульптуры под открытым небом в прибалтике. Персональных — в его жизни было немного, в первую очередь в связи с гонениями, которым подвергся А. Т. Матвеев и его ученики. Начало тому было положено ещё в 1940-х. Вот характерный пассаж из прессы того времени: «Как указали в своих выступлениях лауреаты Сталинской премии 3.И.Азгур и Е. В. Вучетич, педагог Матвеев за 30 лет не выпустил ни одного цельного мастера. Его программа преподавания представляет собой, по выражению Е. В. Вучетича, „шаманство“ и изобилует такими понятиями, как „скульптурное ви́дение“, „способность объемно-пластического ви́дения“ и т. п.». («Правда». 1948. 29 мая. № 150. С.3). Но искусство живёт по своим законам: невозможно «отменить» то, что лежит в основе самого творчества — природную потребность искреннего, не обрядного, самовыражения.
·       1936, 1939 — групповые выставки Ленинградского отделения союза художников СССР.
·       1966 — М. М. Аксельрод, М. Х. Горшман, А. А. Лаба, А. И. Тенета, Г. А. Шульц — Московское отделение Союза художников РСФСР (Кто-то из посетителей оставил такую запись в книге отзывов: «Компания — малорусская, но, право, славная»…).
·       1974 — Выставка посвящённая 70-летию со дня рождения и 45-летию педагогической деятельности профессора Г. А. Шульца. Союз художников СССР, Союз художников РСФСР, Московская организация Союза художников РСФСР, Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское).
·       1989 — «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей.
·       1994 — Московский дом скульптора. Товарищество русских художников на Верхней Масловке.
Награды
·       Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
·       Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
·       Серебряная медаль Академии художеств СССР — 1977? («За скульптурные произведения последних лет»)
·       Бронзовая медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958) за скульптуру «Дрессировщица Ирина Бугримова»

Культура школьника