ОБЩЕЕ

Любовь Орлова

Любовь Орлова с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические трюки. В кино и на сцене актриса сыграла всего несколько десятков ролей, но была очень популярна у советских зрителей — девушки Советского Союза даже одевались и причесывались под Орлову.

Актриса, которая умеет делать все

Любовь Орлова родилась в дворянской семье. Еще в раннем возрасте у нее проявились способности к пению и танцам. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой. Однако родители Орловой и думать не хотели о подобном варианте. Они мечтали, что дочь станет пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу. У музыкантов было много возможностей — и концертировать, и давать уроки, и аккомпанировать певцам.

В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за тяжелого положения в годы Гражданской войны ей приходилось совмещать учебу с работой. Любовь Орлова устроилась тапером сразу в несколько московских кинотеатров и играла во время показов немых фильмов. Параллельно она преподавала музыку и танцы.
После третьего курса Орловой пришлось оставить консерваторию, потому что денег на жизнь все-таки не хватало. Однако вскоре она снова взялась за учебу: поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского, а в свободное время брала уроки танцев, вокала и актерского мастерства. Любовь Орлова мечтала стать актрисой, которая умела бы делать все и лучше всех, поэтому своим занятиям отдавалась самозабвенно.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Ее приняли в хор, но вскоре режиссеры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.

«До чего хорошо играет эта девушка!»





Спектакли, репетиции, концерты — день Орловой был расписан по минутам. Но она мечтала еще и о кино. Первые кинопробы были не очень удачными. Оператор сказал Любови Орловой, что путь в кино ей закрыт — из-за родинки на носу, которая «превратится на экране в автобус». Однако вскоре артистку пригласили на небольшую роль в картине Бориса Юрцева «Любовь Алены». А через год она уже сыграла главную героиню в «Петербургской ночи» Григория Рошаля.
В 1933 году начинающий режиссер Григорий Александров предложил Любови Орловой попробоваться на роль Анюты в картине «Веселые ребята». Орлова согласилась, но первые фотопробы к фильму оказались неудачными. Пропорции ее лица на фотографиях искажались: нос получался слишком большим, а щеки — впалыми. Артистку снимали снова и снова, выставляя и подбирая удачный ракурс. Наконец, фотографии понравились режиссеру, и Орлову утвердили на роль Анюты. На съемках у Григория Александрова и молодой актрисы начался роман, а после окончания работы они сразу поженились.
В прокат картина «Веселые ребята» вышла только спустя два года, в 1934 году: цензоры не поддерживали новый жанр «музыкальной комедии». Григорий Александров вспоминал: «История создания моего первого комедийного фильма — это история преодоления множества непредвиденных препятствий, борьбы с противниками «легкого» киножанра, нескончаемых дискуссионных битв вокруг сценария, отнявших у нас, может быть, больше времени, чем съемки картины». Однако, когда премьера все-таки состоялась, Иосиф Сталин сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске», а Максим Горький отметил игру Орловой: «До чего хорошо играет эта девушка!».
С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова — «Цирк»«Волга-Волга»«Светлый путь» — и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки.
Именно александровские музыкальные комедии принесли актрисе всесоюзную славу. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды.

«Творческое бесстрашие» Любови Орловой



Во время Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с концертами на фронте. Как только закончилась война, артистка вернулась в кино. В своем первом послевоенном фильме — «Весна» — Любовь Орлова сыграла женщин-двойников, сразу две главные роли. Как позднее вспоминала актриса: «Все это требовало особенно тщательных репетиций. <…> А если учесть еще и то, что съемка двойников должна быть выполнена с одного раза, то можно себе представить, какого огромного внимания и поистине снайперской точности требовала эта работа».
После «Весны» Любовь Орлова стала актрисой Государственного академического театра имени Моссовета. Здесь она дебютировала в роли Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе Константина Симонова.

В Театре Моссовета Любовь Орлова служила с 1947 по 1975 год, однако за 28 лет она выступила всего в 6 спектаклях. И на съемки в кино в те годы актрису почти не приглашали. В 1949 году она сыграла американскую шпионку в фильме Григория Александрова «Встреча на Эльбе». Но это была уже не главная роль, так же как и в картине «Композитор Глинка» 1952 года. Последним фильмом Любови Орловой и Григория Александрова стал «Скворец и Лира» 1974 года.
Сразу же после завершения работы над кинолентой Любовь Орлова тяжело заболела, и в январе 1975 года ее не стало. Актрису похоронили на Новодевичьем кладбище. После ее смерти Григорий Александров снял о ней фильм. Картина вышла на экраны в начале 1984 года, Александров же умер незадолго до ее выхода, в декабре 1983 года.


Культура школьника