ОБЩЕЕ

115 лет со дня рождения Игоря Моисеева

Игорь Моисеев (21 января1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель.
Герой Социалистического Труда (1976)
Народный артист СССР (1953)
Лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1957)
Ленинской (1967)
Государственной премии СССР (1985)
Государственной премии РФ (1996)
Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986)

Игорь Моисеев – выдающийся артист балета, танцовщик, балетмейстер, педагог, хореограф, общественный деятель. В 1953 году получил звание народного артиста СССР, в 1976-м стал Героем Социалистического Труда, трижды удостоен Сталинской премии, получил Ленинскую, две Государственный премии – СССР и РФ. Награжден тремя орденами Ленина.

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни – потратить ее на дело, которое переживет нас». Эти слова принадлежат известному американскому философу и психологу Уильямсу Джеймсу, и в полной мере относятся к Игорю Моисееву, человеку, который провел на сцене 80 (!) лет и поставил примерно три сотни танцев. Его называют величайшим хореографом 20-го века, оказавшим огромное влияние на развитие хореографического искусства не только на родине, но и во всем мире. Именно он превратил народный танец в настоящее достояние мировой культуры.

Его отец не хотел, чтобы сын взрослел под влиянием улицы, поэтому старался привить ему любовь к истории и восточной культуре. Вместе с мамой он музицировал и рисовал. В четырнадцатилетнем возрасте Игорь попал в балетную студию, так решил его отец. Его наставником стала Вера Масолова, бывшая балерина Большого театра. Прошло всего три месяца, и Масолова поняла, что перед ней гениальный танцор, талант которого нужно непременно развивать. Она настояла на том, чтобы он продолжил учиться в хореографическом техникуме при Большом театре. Вера была уверена, что он справится с любыми вступительными экзаменами. Все так и случилось, Игоря взял к себе в класс главный балетмейстер Большого – Александр Горский.



В восемнадцать лет Моисеев уже танцевал в труппе Большого театра. Вначале его роли были незначительными, в основном массовка. Естественно, что заработную плату он получал небольшую. Свою первую зарплату Игорь истратил на приобретение нового чайника, так как старый уже так прохудился, что тек безбожно. Каждый раз мама замазывала в нем течь, используя оконную замазку. Покупка нового чайника стала предметом гордости и ликования в семье.

БАЛЕТ

Спустя некоторое время в театре сменился балетмейстер. На место Горского назначили Касьяна Голейзовского. Балетная труппа возмущалась его постановками и оформлением спектаклей, новизной пластики и выбранной темой, которая заключалась в конфликте власти и личности. Много ведущих артистов не хотели с ним работать, поэтому он выбирал для своих спектаклей молодое поколение танцоров.
В постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном» на исполнителя главной партии сразу назначили Василия Ефремова, Моисеев должен был танцевать ведущую роль второго состава. Но Ефремов вдруг заболел, и его партию отдали Игорю. Позже он солировал в постановке «Теодолинда».

Все складывалось успешно, пока однажды Моисеев не выступил в защиту балетмейстера Голейновского, вопреки указаниям руководителей театра. Это стало причиной увольнения, но вскоре танцора снова приняли на службу в театр, хотя работы для него не оказалось. На протяжении года Игорь не станцевал ни одной партии. Волей случая «опала» вскоре закончилась. 

Прима-балерина театра Екатерина Гельцер осталась без партнера, который надорвал спину. Срочно понадобилась замена, и выбор пал на Игоря Моисеева.
Во время этого творческого простоя Игорь пришел к определенным выводам. Он понял, что можно не просто танцевать, а самому ставить спектакли. Так в его биографии наметились значительные перемены. В 1926-м Игорь Моисеев и режиссер Симонов стали постановщиками балета «Красавица с острова Лю-Лю». Московская публика с восторгом восприняла эту постановку.

Через год руководство Большого театра предложило Моисееву поставить на его сцене балет «Футболист». Игорю исполнилось всего 24 года.



Большой интерес вызывали у Моисеевых народных танцев, и в 1937-м он стал организатором первого в СССР ансамбля народного танца. В 1943-м при этом ансамбле открылась школа-студия. Его примеру последовали и другие республики СССР, где возникали аналогичные ансамбли народных танцев. Не отстала и заграница.
Игорь Моисеев стал легендарной личностью еще при жизни. С помощью танца он сумел объединить не только разные страны, но и континенты. После каждых гастролей репертуар ансамбля пополнялся новым танцем, то аргентинским гаучо, то югославской дзюрдевкой, то мексиканской сюитой или венесуэльской хоропой.


Он показал всем, как умеют танцевать славяне, причем «воскресил» забытые корни не только в России, но и в других странах. Ему рукоплескали зрители многих стран, в Голландии поклонники народного танца бурно аплодировали стоя. В местной газете появилась заметка, в которой говорилось, что танец русских можно назвать просто дьявольским. Ансамблю Моисеева рукоплескала Италия, Франция, Китай. Все выступления танцоров проходили при аншлаге.

Игорь Моисеев получил при жизни невероятное количество наград и самых престижных премий. Это закономерно, ведь именно он стал основателем нового танцевального жанра – сценического народного танца.
Культура школьника